Виртуальная выставка «Ризаэтдин Фахретдин: духовность, культура, просвещение: к 165-летию со дня рождения историка, просветителя, религиозного деятеля»

9 января 2024 г., вторник

Ризаэтдин Фахретдин является одним из самых выдающихся религиозных деятелей России. Он был востоковедом, ученым-энциклопедистом, писателем и просветителем.

Уфа, 1892

Ризаэтдин Фахретдин родился 4 января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, на сегодняшний день Альметьевский район Республики Татарстан. В 7 лет его отдают учиться в деревенское медресе, через некоторое время его отправляют учиться в медресе соседней деревни Нижние Чершилы. В 1867–1868 годах Р. Фахретдин учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у выдающегося суфия шейха Закира ишана Камалова. В 1886 году приезжает в Казань. 1887 году он упешно выдерживает испытания на должность имама. В этом же году в Казани выходит в свет первая книга молодого учёного – «Китабет-тасрыйф».

Фахретдин Р. Китабет-тасрыйф. – Казань, 1887

В июле 1889 года общество деревни Ильбяково Бугульминского уезда пригласило Р. Фахретдина на должность местного имама и мударриса. Спустя два года муфтий Мухамедьяр Султанов пригласил его стать главным кадием Оренбургского магометанского духовного собрания.

Уфа, 1899

Фахретдин Р. Коран и печать. – Казань, 1900

Кроме религиозных произведений, Р. Фахретдин написал повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903), в которых он выступает сторонником приобщения народа к достижениям европейской культуры, поднимает проблему эмансипации женщины.

В 1906 году Ризаэтдин покидает муфтият и продолжает свои исследования в качестве помощника редактора газеты «Вакыт», а спустя год возглавляет журнал «Шура», в котором он проработает вплоть до его ликвидации в 1917 году. Затем Фахретдин возвращается на должность кадия ОМДС.

Шура. – 1915. – 15 сентябрь

Редакция журнала «Шура», 1915 год

В 1906–1917 годах кроме сотен статей, опубликованных на страницах газеты «Вакыт» и журнала «Шура», у Р. Фахретдина выходит около десяти книг. Среди них многократно переиздававшиеся и выходившие большими тиражами произведения, такие как многотомный «Асар», научные труды «Школа и закят», «Словесный поединок» в журнале «Шура», «Путешествие Ибн Батутты в Дешти Кыпчак», книги из серии «Знаменитые мужи»: «Ибн Араби», «Ибн Таймия» «Имам Газали», «Абу аль-Галя аль-Магарри», также книги «Мухаммад», «Ахмед-бай», «Шейх Зайнулла хазрат» и другие.

Фахретдин Р. Асар. – Оренбург, 1909

Фахретдин Р. Мухаммад. – Оренбург, 1909

Фахретдин Р. Ибн Таймия. – Оренбург, 1911

Фахретдин Р. Шейх Зайнулла хазрат. – Оренбург, 1917

Уже в первой трети XX века Риза Фахретдин становится одним из виднейших теологов мусульманского мира. Являясь идеологом мусульманской модернизации и ведущим богословом, он заслуженно пользовался авторитетом во всем мусульманском мире. Свои религиозно-мировоззренческие взгляды изложил в работах «Религиозные и общественные проблемы» 1914 года, «Комментарии к собраниям изречений» 1916 года. В этих сочинениях Ризаэтдин Фахретдин рассматривал проблемы реформирования мусульманского мира в Новое время, отстаивал совместимость ислама и науки, пропагандировал новометодное религиозное образование, нравственные устои религиозного воспитания в семье, равноправное положение женщины и мужчины в семье и в социальной жизни.

Эти труды являются итогом педагогических изысканий мыслителя.

Фахретдин Р. Комментарии к собраниям изречений. – Оренбург, 1912

Фахретдин Р. Религиозные и общественные вопросы. – Оренбург, 1914

В своих сочинениях, Ризаэтдин Фахретдин особое внимание уделяет вопросам нравственности и морали. Необычайной популярностью среди читателей пользовались книги о воспитании. Они неоднократно переиздавались в 1898-1916 гг. в Казани, Уфе, Оренбурге в серии традиционного жанра «Назидание». Отдельные выпуски содержали обращение детям, а именно к мальчику и девочке, к взрослым членам семьи. Также книги «Воспитанное дитя», «Благонравная мать», «Благочестивая жена» были посвящены морально-нравственному воспитанию.

Фахретдин Р. Назидание второе: для девочек. – Казань, 1911

Фахретдин Р. Назидание третье: для взрослых. – Казань, 1911

Фахретдин Р. Благонравная мать. – Казань, 1905.

В 1919 году во время взятия Уфы красноармейцами Р. Фахретдин стал одним из немногих священнослужителей, которые отказались покинуть город. В этот период, когда местные власти вели борьбу с религиозным наследием, он предпринимал все усилия, направленные на сохранение медресе и мечетей, а также религиозной литературы. Его старания в конечном итоге привели к тому, что в 1922 году он был назначен на пост главы Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Именно благодаря усилиям Р. Фахретдина большевики на официальном уровне признали муфтият. Кроме того, в 1923 году на государственном уровне было разрешено преподавание исламских дисциплин в подконтрольных муфтияту медресе. С избранием Р. Фахретдина муфтием и руководителем Духовного управления, он ходатайствует перед Народным комиссариатом по делам национальностей об издании религиозного журнала и в 1923 году Духовное собрание начало издавать журнал «Исламский сборник». В 1925 году Р. Фахретдин, в качестве почетного гостя, принимал участие в торжествах, посвященных 200-летию Академии наук.

В 1926 году в Мекке состоялся I Всемирный конгресс мусульман. Делегацию СССР на нём возглавил Р. Фахретдин и был избран сопредседателем конгресса. На безупречном арабском языке он вел конгресс в течение десяти дней. Выступил с объемным докладом о жизни мусульман СССР, истории Ислама. Известно, что король Саудовской Аравии Абдель-Азиз ас-Сауд, в знак почтения ученому, пригласил его к себе, долго с ним беседовал.

Мекке, 1926

Вернувшись в Советский Союз, он продолжает работу в условиях антирелигиозной пропаганды, которая усилилась в конце 1920-х. Он не сдавался и до конца своих дней, оставаясь муфтием. В апреле 1936 года Ризаэтдин Фахретдин скончался в возрасте 77 лет.

Использованная литература:

Байбулатова Л. Ризаэтдин Фахретдин. – Казань : Татарское книжное издательство, 2021. – 45 с.

Ризаэтдин Фәхретдин : фәнни-биографик җыентык / төз.: Р. Мәрданов һ. б. - Казан : Рухият, 1999. – 224 б.

Фәхретдин Р. Асар. – Оренбург, 1909. – 504-564 б.

Фәхретдин Р. Дини вә иҗтимагый мәсьәләләр. – Оренбург: «Вакыт» матбагасы, 1914. – 208 б.

Фәхретдин Р. Ибн Тәймийя. – Оренбург: «Вакыт» матбагасы, 1911. – 148 б.

Фәхретдин Р. Китабет-тасрыйф. – Казан, 1887. – 75 б.

Фәхретдин Р. Коръән вә табагат. – Казан: Матбагаи Кәримия, 1900. – 43б.

Фәхретдин Р. Мөхәммәд. – Оренбург : «Вакыт» матбагасы, 1909. – 64 б.         

Фәхретдин Р. Нәсыйхәт икенче: ялгыз кыз балалар өчен. – Казан: «Милләт» матбагасы, 1911. – 32 б.

Фәхретдин Р. Нәсыйхәт өченче: олуглар вә бөекләр өчен. – Казан: «Милләт» матбагасы, 1911. – 40 б.

Фәхретдин Р. Тәрбияле ана. – Казан: Матбагаи Кәримия, 1905. – 16 б.

Фәхретдин Р. Шәех Зәйнулла хәзрәтенең тәрҗемәи хәле. – Оренбург: «Вакыт» матбагасы, 1917. – 105 б.

Фәхретдин Р. Җәвамигуль-кәлим шәрхе. – Оренбург, 1916. – 552 б.

 

 

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International