Семья – одна из важнейших ценностей человечества. Формирование человека как личности происходит под влиянием семьи: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития. В этнопедагогике семейных традиций можно обнаружить духовные и моральные идеалы, которые связаны с ключевыми нравственными ценностями общества. Носителями национальных ценностей всегда были народные педагоги-просветители. Особенно ярко это можно проследить в трудах татарских просветителей конца XIX – начала XX вв., затрагивающих проблему семьи и семейного воспитания.
Особое внимание заслуживают труды татарских просветителей Каюма Насыри, Ризаэтдина Фахретдина, Габдуллы Буби, Исмаила Гаспринского, Закира Кадыри, а также женщин-просветительниц Ф. Сулеймании, М. Музаффарии, Фатимаи-Фариды, М. Акчуриной. В их трудах поднимались самые актуальные вопросы семейных традиций, взаимоотношений в семье, воспитания детей, соблюдения нравственных и религиозных канонов.
Каюм Насыри (1825–1902)
– автор многочисленных научных трудов и учебных пособий. Он внёс вклад и в развитие татарской художественной литературы. Его перу принадлежат такие значимые литературные произведения, как «Кырык бакча» («Сорок садов»), «Тәрбия китабы» («Книга о воспитании»), «Әхлак рисаләсе» («Трактат о нравственности»), «Әбүгалисина кыйссасы» («Повесть об Абу-али-сине»), «Кырык вәзир» («Сорок визирей») и другие.
«Тәрбия китабы» («Книга о воспитании») Каюма Насыри представляет собой сборник мудрых правил, наставление по воспитанию подрастающего поколения. На примерах из жизни мудрецов и простых людей автор описывает события, а затем делает выводы, подводит читателя к философским выводам, которые изложены не в виде нравоучений и назиданий, а в форме житейской проблемы, простого совета, стратегии поведения на будущее.
Насыйри К. Г. Китаб-әт-тәрбия = Книга о воспитании. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1994. –144 б.
Насыйри К. Г. Китаб-әт-тәрбия = Книга о воспитании. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2021. – 224 б.
Проблемы нравственности и этики рассматриваются в книге «Әхлак рисаләсе» («Трактат о нравственности»), в которой изложены многие педагогические взгляды Каюма Насыри. В книге серьёзное внимание уделено воспитанию таких важных для татарского народа качеств личности, как гуманизм и доброта.
Гаилә – милләт нигезе: татар мәгърифәтчеләре гаилә һәм тәрбия мәсьәләләре хакында = Семья – основа нации : татарские просветители о семье и воспитании. Т. 3. Каюм Насыри. Воспитание. – Ижевск, 2015. – 192 с.
Вера и совершение добрых дел, смирение перед жизненными невзгодами, аскетизм в повседневном быту, справедливость, ответственность за каждое совершенное деяние – ключевые положения этих литературных и дидактических работ. Каждый повествовательный сюжет в произведениях Каюма Насыри служит освещению определённого морального качества – скромности, честности, верности, справедливости, терпеливости и др. Его книги, таким образом, составляют своеобразную энциклопедию этических норм татарского народа. Высокое литературное мастерство мыслителя проявилось в том, что в его произведениях простые человеческие истины, пройдя через призму воображения писателя, обрели глубокий философский смысл.
Автор хорошо понимает, что мир и спокойствие на земле будут лишь тогда, когда каждый человек станет нравственным примером для других. По мнению Каюма Насыри, неравнодушие к человеческим судьбам, стремление к знаниям, уважение к иным верованиям и обычаям – высшее предназначение человека, его земная обязанность.
Труды Каюма Насыри. Из фондов Нацональной библиотеки Республики Татарстан
Ризаэтдин Фахретдин (1859–1936)
– учёный-просветитель, историк, богослов, религиозный и общественный деятель.
Одно из центральных мест в просветительском наследии Ризаэтдина Фахретдина занимает тема семьи и семейных ценностей. Вероятно, одним из стимулов, побудивших обратиться к этой теме, стала его деятельность в должности имама и кадия, которая способствовала глубокому изучению проблем семьи. Будучи имамом, он совершал необходимые религиозные требы, за разрешением тех или иных вопросов к нему обращались прихожане. Как кадий он разбирал различные семейные споры, тяжбы, такие как развод, раздел имущества. Таким образом эти две должности позволили ему изучить наиболее актуальные семейные проблемы. Свою точку зрения на проблемные вопросы учёный изложил в ряде работ, в которых рассматриваются основы и ценности семьи: «Гаилә» («Семья»), «Тәрбияле ана» («Воспитанная мать»), «Тәрбияле хатын» («Благонравная жена»), «Балалар өчен. Нәсыйхәт беренче» («Для детей. Наставление первое»), «Нәсыйхәт икенче. Ялгыз кыз балалар өчен» («Наставление второе. Для девочек»), «Нәсыйхәт өченче. Олуглар һәм бөекләр өчен» («Наставление третье. Для взрослых»), «Әһле гаял. Кыз балалар вә хатыннар өчен кирәк улан әдәпләрне бәян әйләмеш бер рисаләдер» («Трактат о нормах поведения девочек и женщин»).
Труды Ризаэтдина Фахретдина. Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан.
В работе «Тәрбияле хатын» («Благонравная жена») Ризаэтдин Фахретдин подчёркивает важность роли женщины в сохранении стабильности, порядка в семье, а, следовательно, она является хранительницей нации, поскольку её главной функцией является воспитание детей. Выдвигая женщину на первый план в деле сохранения нации, Ризаэтдин Фахретдин подхватывает набирающую в начале ХХ века силу идеи просвещения и эмансипации женщин, которые должны помочь им в будущем не только правильно вести хозяйство или содержать себя, но станут важным фактором в воспитании детей – будущего нации.
Фахретдин Р. Благонравная жена.- Казань: Хузур, 2016. – 31 с.
Габдулла Буби (1871–1922)
– татарский педагог, купец, вёл общественную и просветительскую деятельность, один из руководителей и преподавателей медресе «Буби».
Женщина в семье и обществе, о браке, о роли мужчин в семье, о преимуществах семейной жизни... – этим вопросам посвящены труды Габдуллы Буби.
Трактат Габдуллы Буби «Хатыннар» («Женщины») посвящён анализу положения женщины в семье и обществе – комплексной проблеме, включающей в себя многие важные социально-политические вопросы исламского мира, ставшей особенно актуальной в жизни татарского общества в начале ХХ века. Это результат многогранной деятельности семьи Буби по выработке основ национального светского образования, итог размышлений Габдуллы Буби о роли воспитания и обучения женщин ради прогресса нации. В этом сочинении рассматриваются и такие вопросы, как обязанности и права женщин перед собой и обществом, роль женщины в развитии нации, ношение хиджаба (покрывала), многожёнство и др.
Бубый Г. Хатыннар. – Казан, 2013. – 302 б.
Труд Габдуллы Буби «Тәзәүвеҗдә сәгадәт» («Счастье в браке»), продолжающий тему создания и сохранения семьи, привлекает внимание читателя своеобразной трактовкой аятов Корана. Автор в своей работе одобряет и поощряет браки, особо оговорив, что они полезны для здоровья. Женатый человек, как он указывает, спит и ест вовремя, живёт по определённому режиму, что благоприятно влияет на его здоровье. Он перечисляет положительные стороны семейной жизни, при этом, по его словам, жена является крепостью для мужчины. Материал книги также иллюстрирует разное отношение мужчин к браку. Габдулла Буби рассматривает проблемы брака и развода в рамках канонов традиционного ислама.
В своих произведениях Габдулла Буби размышляет о семейных устоях, об основах светского воспитания и образования. Его произведения написаны в форме философско-социального трактата, в котором автор неуклонно ищет правильное решение.
По мнению прекрасно знавшего историю и философию религий автора, именно ислам признает за женщиной, как и за мужчиной, все необходимые для полноценной жизни человека права. Для обоснования этого тезиса он обращается и к исламскому вероучению, и к истории человечества, а также приводит ряд примеров из реальной жизни.
Работы Габдуллы Буби интересны и для современного молодого читателя, испытывающего потребность учиться рефлексировать, искать выход из самых сложных нестандартных ситуаций.
Так, Габдулла Буби писал: «Нация состоит из семей. Если семья воспитанная, то, естественно, и нация, состоящая из них, тоже будет воспитанной. А основа семьи – женщина».
Гаилә – милләт нигезе: татар мәгърифәтчеләре гаилә һәм тәрбия мәсьәләләре хакында = Семья – основа нации : татарские просветители о семье и воспитании. Т. 1. Габдулла Буби. Хатыннар=Женщины. – Казань, 2016. – 360 с.
Закир Кадыри (1878–1954)
– татарский просветитель, учёный, писатель и журналист.
Значителен вклад Закира Кадыри в поиск решения так называемого женского вопроса – взглядов на равноправие женщин и мужчин в контексте национального прогресса. Его труды «Кызлар дөньясы» («Мир девушек», 1911) и «Хатын-кыз мәсьәләсе» («Женский вопрос», 1915) отличались смелостью, демократизмом и шли вразрез с мнением консервативного духовенства. Для творчества 3акира Кадыри эта тема (особенно в исламском аспекте) будет актуальной на протяжении многих лет.
Просветитель отслеживал процессы эмансипации в различных странах, делал сравнительный анализ состояния проблемы в Европе и на Востоке, доказывал, что униженное положение женщины в мусульманском обществе –
следствие его низкого культурного уровня, а вовсе не соблюдения постулатов ислама. Недооценка общественной роли женщины, утверждал автор, явление противоестественное. «Женское начало существует в природе во всём живом мире. Дискриминация по половому признаку в человеческом обществе нисколько не оправдана. Путь к равным правам мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни лежит через женское просвещение, свободное приобщение ко всем достижениям культуры и науки», – писал он.
Закир Кадыри задумал и издал серию исследований «Гаилә» («Семья») из пяти частей. Первыми в ней стали работы Касима Амина «Освобождение женщин» и «Новая женщина», затем «Воспитание» Герберта Спенсера. В эту же серию впоследствии вошли его собственные работы «Мир девушек» и «Женский вопрос». Это был довольно смелый для своего времени шаг, так как в равноправии женщин традиционное мусульманское общество усматривало покушение на нормы шариата.
Закир Кадыри сыграл важную роль в рассмотрении женского вопроса в татарской публицистике, доказывая, что силами только половины населения невозможно построить справедливое социальное общество. Он считал необходимым установление полного равноправия женщин и мужчин во всех сферах общественной и личной жизни: право на труд и равная оплата за него, возможность получать образование, участвовать наравне с мужчинами в выборах и др. Это предполагало коренную ломку вековых традиций и законодательства. По мнению ученого, развитие и становление любого народа зависит от степени образования и воспитания женщин.
Семья и семейные ценности, положение женщин и воспитание девушек являются ключевыми темами в творчестве Закира Кадыри. По его твёрдому убеждению, благосостояние, нравственные устои и даже здоровье нации сильно зависят от уровня воспитания и образования женщин. Он приводит многочисленные примеры деятельных, активных, воспитанных и высокообразованных женщин, упомянутых в ранней истории ислама.
Гаилә – милләт нигезе: татар мәгърифәтчеләре гаилә һәм тәрбия мәсьәләләре хакында = Семья – основа нации. Татарские просветители о семье и воспитании. Т. 4. Закир Кадыри. Кызлар дөньясы = Мир девочек. – Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2015. – 228 с.
Габдельманнан Рахманкулов (1858–1908) и Султан Рахманкулов (1888–1916)
– отец и сын, татарские писатели-просветители, переводчики.
В учебном пособии «Наставление детям» («Сабыйларга нәсыйхәт») Габдельманнан Рахманкулов освещает важные нравственные вопросы, касающиеся этики и морали, веры, семейных взаимоотношений, воспитания детей.
В книге Султана Рахманкулова «Книга для чтения» («Уку китабы»), состоящей из двух частей и адресованной учащимся начальных и средних школ, собраны занимательные рассказы, посвященные главным образом вопросам семьи, воспитания и образования, в которых в увлекательной форме говорится об уважении к своим родителям и старшим родственникам, о бережном отношении к природе и окружающему миру. Книга призывает детей к овладеванию знаниями, становиться образованными и высоконравственными людьми, прививает чувства любви к своему Отечеству и гордости за свою страну.
Сохранность бесценного наследия татарских просветителей конца XIX – начала XX веков Каюма Насыри, Ризаэтдина Фахретдина, Габдуллы Буби, Закира Кадыри, Габдельманнана и Султана Рахманкуловых – одна из важных и первостепенных задач. Труды этих просветителей, в которых освещаются актуальные и для современного общества вопросы семьи и нравственности, сохранения традиционных национальных ценностей, вносят значимый вклад в воспитание подрастающего поколения.
Список использованных источников:
Бубый Г. Хатыннар. – Казан, 2013. – 302 б.
Насыйри К. Г. Китаб-әт-тәрбия = Книга о воспитании. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1994. – 144 б.
Насыйри К. Г. Китаб-әт-тәрбия = Книга о воспитании. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2021. – 224 б.
Гаилә – милләт нигезе: татар мәгърифәтчеләре гаилә һәм тәрбия мәсьәләләре хакында = Семья – основа нации: татарские просветители о семье и воспитании. Т. 1. Габдулла Буби. Хатыннар = Женщины. – Казань: изд-во Академии наук РТ, 2016. – 360 с.
Гаилә – милләт нигезе: татар мәгърифәтчеләре гаилә һәм тәрбия мәсьәләләре хакында = Семья – основа нации: татарские просветители о семье и воспитании. 2 том. Ризаэтдин Фахретдин. Гаилә = Семья. – Казань: изд-во «Отечество», 2013. – 240 с.
Гаилә – милләт нигезе: татар мәгърифәтчеләре гаилә һәм тәрбия мәсьәләләре хакында = Семья – основа нации: татарские просветители о семье и воспитании. Т. 3. Каюм Насыри. Тәрбия = Воспитание. – Ижевск, 2015. – 192 с.
Гаилә – милләт нигезе: татар мәгърифәтчеләре гаилә һәм тәрбия мәсьәләләре хакында = Семья – основа нации: татарские просветители о семье и воспитании. Т. 4. Закир Кадыри. Кызлар дөньясы = Мир девочек. – Казань: изд-во Академии наук РТ, 2015. – 228 с.
Гаилә – милләт нигезе: татар мәгърифәтчеләре гаилә һәм тәрбия мәсьәләләре хакында = Семья – основа нации: татарские просветители о семье и воспитании. Т. 5. Габделманнан и Султан Рахманкуловы. Ватаныбыз = Наше Отечество. – Казань: изд-во Академии наук РТ, 2016. – 364 с.
Фахреддин Р. Благонравная жена. – Казань: Хузур, 2016. – 31 с.
Фәхреддин Р. Гаилә. – Әлмәт, 2016. – 64 б.
Фәхреддин Р. Гаилә. Тәрбияле ана. Тәрбияле хатын. – Казан, 2006. – 123 б.
Фәхреддин Р. Нәсыйхәт = Назидание. – Казан: Рухият, 2021. – 216 б.
Фәхреддин Р. Тәрбияле бала. – Казан, 2006. – 284 бит.