Б. Л. Пастернак. Чистополь. Фото 1943 г.
Фотография из открытых источников [23]
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), всемирно известный русский поэт, прозаик и переводчик, вошел в историю литературы своей одухотворённой и полной жизни поэзией; прямодушием, откровенностью и искренностью.
У каждого поэта и писателя в творческой биографии есть вехи, обозначающие важные жизненные перемены. Особым этапом в судьбе и творчестве Пастернака были годы Великой Отечественной войны и время его двухлетней эвакуации в городе Чистополе. В фондах Национальной библиотеки Республики Татарстан представлены книги, подробно раскрывающие подробности пребывания Бориса Пастернака в Чистополе.
Книги о пребывания Бориса Пастернака в Чистополе
Из фондов Национальной библиотеки РТ
Маленький провинциальный городок на Каме в 1941-1943 годах становится стратегически важным местом и крупным литературным центром, куда были эвакуированы пять фабрик и заводов со всем оборудованием и рабочими, а также более 200 членов Союза советских писателей с семьями.
В Чистополе Пастернак провел два существенных временных отрезка, составляющих треть военного времени: с 18 октября 1941 г. до конца сентября 1942 г. и с конца декабря 1942 г. до конца июня 1943 г.
Поэт снимал маленькую угловую комнату в 12 кв. м в небольшом доме, в котором жила семья Василия Андреевича Вавилова – участника Гражданской войны и партизанского движения: многие эпизоды из его повествований легли в основу прославленного романа «Доктор Живаго».
Для Пастернака Чистополь стал возвращением к подлинной жизни, точкой отсчета в понимании самого себя. Несмотря на тяжелые условия труда, голод, холод и лишения, жизнь в провинции для Пастернака была благотворна в творческом и психологическом плане. Война меняла все, превращая частную боль и отдельное страдание в общую беду. Борис Леонидович выгружал бревна с баржи, колол дрова, топил печь, чистил нужник, расчищал снег, носил в ведрах воду из колонок и из реки зимой, сам обливался по утрам холодной водой: « … я старался не сгибаться перед бытовыми неожиданностями и переменами и прозимовал в привычном труде, бедности и чистоте… Никогда это не омрачало мне дня, никогда не затмевало мне утреннего пробуждения с радостной надеждой: сегодня надо будет сделать то-то и то-то, – и благодарного сознания, что Бог не лишил меня способности совершенствовать свое старанье и одарил чутьем того, что именно есть совершенство» (из письма Пастернака Ольге Фрейденберг. Чистополь 18.08.1942).
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан.
Провинциальные страницы Бориса Пастернака. – Казань, 2015. – С. 32, 52.
В суровых условиях тылового быта поэт пишет статьи и цикл «Стихи о войне» («Зима приближается», «Старый парк»), начинает цикл стихов «Памяти Марины Цветаевой», работает над переводами трагедий У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра». Перерабатывает «Гамлета», переведённого ещё до войны. Финалом работы над «Ромео и Джульеттой» стало публичное чтение трагедии в чистопольском Доме учителя 26 февраля 1942 года. Билеты были платные – по 4 и 5 рублей. Все собранные деньги пошли на подарки солдатам Красной Армии. Слушать Пастернака пришла вся писательская «колония» и местная интеллигенция. Чистопольский Дом учителя в то время стал одним из основных культурных центров, он выполнял функции и Дома литераторов, и Дома актера. Свои блистательные переводы Шекспира Борис Леонидович читал потом и на местном радио.
Из фондов Национальной библиотеки РТ
Переводами Пастернак зарабатывал, денег этих хватало на полуголодную жизнь, так как на попечении у него было трое детей. Чистопольское время стало временем «более истинной жизни, чем московская». Голод в равной степени касался и эвакуированных, и местных, поэтому некие социальные границы стирались, и люди становились терпимее друг к другу. Особая творческая атмосфера, сложившаяся в «писательской колонии», стимулировала творчество, сближала людей. Борис Пастернак часто повторял в разговорах: «Зато мы здесь ближе к коренным устоям жизни».
Считается, что прототипом доктора Живаго был Дмитрий Дмитриевич Авдеев, с которым Пастернак познакомился в Чистополе. Авдеев был известным и почитаемым в городе врачом, свидетелем и участником переломных революционных лет, Гражданской войны. Дружба с этим уникальным человеком, который в невыносимых условиях всю жизнь проработал врачом, брался за самые сложные случаи в своей врачебной практике, обладал обширными знаниями, давала Пастернаку духовную и психологическую поддержку. Дом его в годы войны был открыт для всех эвакуированных писателей, художников, артистов.
Из воспоминаний З. Н. Пастернак: «В доме местного врача Авдеева раз в неделю собирались писатели: читали стихи, спорили, говорили о литературе, об искусстве. Хозяева угощали гостей чаем и пирогами. Всех тянуло в дом как в культурный центр, дававший эвакуированным писателям бесценный уют и отдохновение. У Авдеева было два сына, один литературовед, другой – художник, который имел отношение к театру. В доме была чудесная библиотека и замечательная коллекция пластинок».
25 июня 1943 года Б. Пастернак распростился с Чистополем. Прожив в этом маленьком городке два года, столкнувшись с «глубинной реальностью», переосмыслив свою жизнь и судьбу страны, будущий нобелевский лауреат вернулся в Москву другим человеком «с биологическим чувством русской жизни» (письмо В. Д. Авдееву от 21 октября 1943 г.).
Издания романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
из фондов Национальной библиотеки РТ
Особый вклад в изучении жизни и творчества Б. Пастернака внесло исследование Наиля Валеева «Борис Пастернак в Чистополе. К истокам романа «Доктор Живаго». Автор Н. Валеев – доктор филологических наук, профессор Казанского федерального университета, академик АН РТ – научно обосновал, что работу над романом Пастернак начал в марте 1942 года в Чистополе: «Надеюсь, что приведенный в работе свод материалов дает возможность всем поклонникам таланта Б. Л. Пастернака увидеть его широкую дорогу в романное пространство «Доктора Живаго» с весны 1942 года в Чистополе».
Это издание включает в себя огромный архивный материал о пребывании Пастернака в Чистополе в годы эвакуации: воспоминания известных людей и чистопольцев, членов семьи Авдеевых, а также многих знакомых с поэтом людей, лично общавшихся и просто мимолетно встретившихся; дарственные надписи, тексты и фотографии писем и рукописей Б. Л. Пастернака, фотографии Мемориального музея Б. Пастернака в Чистополе, чистопольских домов и улиц того времени, картин известных чистопольских художников. Черты Чистополя будут проступать в живаговском Мелюзееве. Прототипом генерала Галиуллина в романе является уроженец Чистополя белый генерал Викторин Молчанов.
Из фондов Национальной библиотеки РТ
В год столетия со дня рождения Пастернака 10 февраля 1990 года в доме по ул. Володарского № 75 (ныне ул. Ленина № 84), где жил поэт, был открыт первый государственный музей Пастернака в России. Так были увековечены незабываемые годы, проведенные Пастернаком в «захолустном городке».
Фото Мемориального музея Б. Л. Пастернака в Чистополе.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [3]
В 2015 и 2021 г. в Чистополе проходили международные научно-практические «Пастернаковские чтения», организованные Министерством культуры Республики Татарстан, Чистопольским муниципальным районом и Чистопольским государственным музем-заповедником. Интерес к Чтениям проявили известные пастернаковеды, краеведы, представители научного сообщества, музеев России и Татарстана.
Из фондов Национальной библиотеки РТ
Особыми гостями первых «Пастернаковских чтений» стали дети писателей, проживавших в Чистополе в годы Великой Отечественной войны. Они делились воспоминаниями, рассказывали о военном детстве и впечатлениями о городке.
Вот, в частности, что вспоминал сын драматурга Владимира Белоцерковского Вадим: «Жизнь в глухой провинции потрясла своей примитивностью и неустроенностью. Тогда я впервые осознал, что Москва по сравнению с остальной страной – иное государство, неизмеримо более цивилизованное и благополучное. В Чистополе мы попали в XIX век, если не дальше. Старые деревянные, осевшие в землю дома царских времен, не асфальтированные грязные улицы, отсутствие машин, водопровода, канализации. За водой мне приходилось ходить с ведрами и коромыслом к колодцу за несколько кварталов от дома, в любую погоду, да еще обратно дорога шла в гору, зимой – часто обледенелая. Электрический свет давали только на несколько часов в сутки и с частыми перебоями. Не было и керосина. Освещались самодельными масляными коптилками: баночка или бутылка с грубым растительным маслом (которым каша сдабривалась) и фитиль из веревки. Спичек не было, огонь добывали древним способом: с помощью зазубренной железяки – кресала, кремня и трута (жженой тряпки). Чиркали железкой по кремню, искры падали на трут, он начинал тлеть, и его раздували до огня…»
Чистопольская жизнь давалась столичным писателям нелегко: она была трудная, тревожная, голодная и холодная. Несмотря на бытовые трудности, писатели жили в Чистополе деятельной, насыщенной жизнью, находя силы и для работы, и для творчества, и для общения.
Из фондов Национальной библиотеки РТ
«Пастернаковские чтения» проводятся и в г. Менделеевске, где с октября 1916 года по март 1917 года жил и работал Б. Пастернак в конторе химических заводов Ушковых в Бондюге (так назывался город Менделеевск до революции). Впечатления и воспоминания о Менделеевске мы находим в широко известных стихах поэта и его романе «Доктор Живаго». В свою очередь, город сохранил дом, где жил поэт, улицы и ощущение простора над Камой, которое так ценил Пастернак.
Из фондов Национальной библиотеки РТ
Материал подготовлен отделом обслуживания пользователей Национальной библиотеки РТ
Использованные источники: