.jpg)
Б. Л. Пастернак. Чистополь. Фото 1943 г.
Фотография из открытых источников [23]
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), всемирно известный русский поэт, прозаик и переводчик, вошел в историю литературы своей одухотворённой и полной жизни поэзией; прямодушием, откровенностью и искренностью.
У каждого поэта и писателя в творческой биографии есть вехи, обозначающие важные жизненные перемены. Особым этапом в судьбе и творчестве Пастернака были годы Великой Отечественной войны и время его двухлетней эвакуации в городе Чистополе. В фондах Национальной библиотеки Республики Татарстан представлены книги, подробно раскрывающие подробности пребывания Бориса Пастернака в Чистополе.
.jpg)
Книги о пребывания Бориса Пастернака в Чистополе
Из фондов Национальной библиотеки РТ
Маленький провинциальный городок на Каме в 1941-1943 годах становится стратегически важным местом и крупным литературным центром, куда были эвакуированы пять фабрик и заводов со всем оборудованием и рабочими, а также более 200 членов Союза советских писателей с семьями.
В Чистополе Пастернак провел два существенных временных отрезка, составляющих треть военного времени: с 18 октября 1941 г. до конца сентября 1942 г. и с конца декабря 1942 г. до конца июня 1943 г.
Поэт снимал маленькую угловую комнату в 12 кв. м в небольшом доме, в котором жила семья Василия Андреевича Вавилова – участника Гражданской войны и партизанского движения: многие эпизоды из его повествований легли в основу прославленного романа «Доктор Живаго».
Для Пастернака Чистополь стал возвращением к подлинной жизни, точкой отсчета в понимании самого себя. Несмотря на тяжелые условия труда, голод, холод и лишения, жизнь в провинции для Пастернака была благотворна в творческом и психологическом плане. Война меняла все, превращая частную боль и отдельное страдание в общую беду. Борис Леонидович выгружал бревна с баржи, колол дрова, топил печь, чистил нужник, расчищал снег, носил в ведрах воду из колонок и из реки зимой, сам обливался по утрам холодной водой: « … я старался не сгибаться перед бытовыми неожиданностями и переменами и прозимовал в привычном труде, бедности и чистоте… Никогда это не омрачало мне дня, никогда не затмевало мне утреннего пробуждения с радостной надеждой: сегодня надо будет сделать то-то и то-то, – и благодарного сознания, что Бог не лишил меня способности совершенствовать свое старанье и одарил чутьем того, что именно есть совершенство» (из письма Пастернака Ольге Фрейденберг. Чистополь 18.08.1942).
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан.
Провинциальные страницы Бориса Пастернака. – Казань, 2015. – С. 32, 52.
В суровых условиях тылового быта поэт пишет статьи и цикл «Стихи о войне» («Зима приближается», «Старый парк»), начинает цикл стихов «Памяти Марины Цветаевой», работает над переводами трагедий У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра». Перерабатывает «Гамлета», переведённого ещё до войны. Финалом работы над «Ромео и Джульеттой» стало публичное чтение трагедии в чистопольском Доме учителя 26 февраля 1942 года. Билеты были платные – по 4 и 5 рублей. Все собранные деньги пошли на подарки солдатам Красной Армии. Слушать Пастернака пришла вся писательская «колония» и местная интеллигенция. Чистопольский Дом учителя в то время стал одним из основных культурных центров, он выполнял функции и Дома литераторов, и Дома актера. Свои блистательные переводы Шекспира Борис Леонидович читал потом и на местном радио.
.jpg)
Из фондов Национальной библиотеки РТ
Переводами Пастернак зарабатывал, денег этих хватало на полуголодную жизнь, так как на попечении у него было трое детей. Чистопольское время стало временем «более истинной жизни, чем московская». Голод в равной степени касался и эвакуированных, и местных, поэтому некие социальные границы стирались, и люди становились терпимее друг к другу. Особая творческая атмосфера, сложившаяся в «писательской колонии», стимулировала творчество, сближала людей. Борис Пастернак часто повторял в разговорах: «Зато мы здесь ближе к коренным устоям жизни».
Считается, что прототипом доктора Живаго был Дмитрий Дмитриевич Авдеев, с которым Пастернак познакомился в Чистополе. Авдеев был известным и почитаемым в городе врачом, свидетелем и участником переломных революционных лет, Гражданской войны. Дружба с этим уникальным человеком, который в невыносимых условиях всю жизнь проработал врачом, брался за самые сложные случаи в своей врачебной практике, обладал обширными знаниями, давала Пастернаку духовную и психологическую поддержку. Дом его в годы войны был открыт для всех эвакуированных писателей, художников, артистов.
Из воспоминаний З. Н. Пастернак: «В доме местного врача Авдеева раз в неделю собирались писатели: читали стихи, спорили, говорили о литературе, об искусстве. Хозяева угощали гостей чаем и пирогами. Всех тянуло в дом как в культурный центр, дававший эвакуированным писателям бесценный уют и отдохновение. У Авдеева было два сына, один литературовед, другой – художник, который имел отношение к театру. В доме была чудесная библиотека и замечательная коллекция пластинок».
25 июня 1943 года Б. Пастернак распростился с Чистополем. Прожив в этом маленьком городке два года, столкнувшись с «глубинной реальностью», переосмыслив свою жизнь и судьбу страны, будущий нобелевский лауреат вернулся в Москву другим человеком «с биологическим чувством русской жизни» (письмо В. Д. Авдееву от 21 октября 1943 г.).
.jpg)
Издания романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
из фондов Национальной библиотеки РТ
Особый вклад в изучении жизни и творчества Б. Пастернака внесло исследование Наиля Валеева «Борис Пастернак в Чистополе. К истокам романа «Доктор Живаго». Автор Н. Валеев – доктор филологических наук, профессор Казанского федерального университета, академик АН РТ – научно обосновал, что работу над романом Пастернак начал в марте 1942 года в Чистополе: «Надеюсь, что приведенный в работе свод материалов дает возможность всем поклонникам таланта Б. Л. Пастернака увидеть его широкую дорогу в романное пространство «Доктора Живаго» с весны 1942 года в Чистополе».
Это издание включает в себя огромный архивный материал о пребывании Пастернака в Чистополе в годы эвакуации: воспоминания известных людей и чистопольцев, членов семьи Авдеевых, а также многих знакомых с поэтом людей, лично общавшихся и просто мимолетно встретившихся; дарственные надписи, тексты и фотографии писем и рукописей Б. Л. Пастернака, фотографии Мемориального музея Б. Пастернака в Чистополе, чистопольских домов и улиц того времени, картин известных чистопольских художников. Черты Чистополя будут проступать в живаговском Мелюзееве. Прототипом генерала Галиуллина в романе является уроженец Чистополя белый генерал Викторин Молчанов.
.jpg)
Из фондов Национальной библиотеки РТ
В год столетия со дня рождения Пастернака 10 февраля 1990 года в доме по ул. Володарского № 75 (ныне ул. Ленина № 84), где жил поэт, был открыт первый государственный музей Пастернака в России. Так были увековечены незабываемые годы, проведенные Пастернаком в «захолустном городке».
Фото Мемориального музея Б. Л. Пастернака в Чистополе.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [3]
В 2015 и 2021 г. в Чистополе проходили международные научно-практические «Пастернаковские чтения», организованные Министерством культуры Республики Татарстан, Чистопольским муниципальным районом и Чистопольским государственным музем-заповедником. Интерес к Чтениям проявили известные пастернаковеды, краеведы, представители научного сообщества, музеев России и Татарстана.
.jpg)
Из фондов Национальной библиотеки РТ
Особыми гостями первых «Пастернаковских чтений» стали дети писателей, проживавших в Чистополе в годы Великой Отечественной войны. Они делились воспоминаниями, рассказывали о военном детстве и впечатлениями о городке.
Вот, в частности, что вспоминал сын драматурга Владимира Белоцерковского Вадим: «Жизнь в глухой провинции потрясла своей примитивностью и неустроенностью. Тогда я впервые осознал, что Москва по сравнению с остальной страной – иное государство, неизмеримо более цивилизованное и благополучное. В Чистополе мы попали в XIX век, если не дальше. Старые деревянные, осевшие в землю дома царских времен, не асфальтированные грязные улицы, отсутствие машин, водопровода, канализации. За водой мне приходилось ходить с ведрами и коромыслом к колодцу за несколько кварталов от дома, в любую погоду, да еще обратно дорога шла в гору, зимой – часто обледенелая. Электрический свет давали только на несколько часов в сутки и с частыми перебоями. Не было и керосина. Освещались самодельными масляными коптилками: баночка или бутылка с грубым растительным маслом (которым каша сдабривалась) и фитиль из веревки. Спичек не было, огонь добывали древним способом: с помощью зазубренной железяки – кресала, кремня и трута (жженой тряпки). Чиркали железкой по кремню, искры падали на трут, он начинал тлеть, и его раздували до огня…»
Чистопольская жизнь давалась столичным писателям нелегко: она была трудная, тревожная, голодная и холодная. Несмотря на бытовые трудности, писатели жили в Чистополе деятельной, насыщенной жизнью, находя силы и для работы, и для творчества, и для общения.
Из фондов Национальной библиотеки РТ
«Пастернаковские чтения» проводятся и в г. Менделеевске, где с октября 1916 года по март 1917 года жил и работал Б. Пастернак в конторе химических заводов Ушковых в Бондюге (так назывался город Менделеевск до революции). Впечатления и воспоминания о Менделеевске мы находим в широко известных стихах поэта и его романе «Доктор Живаго». В свою очередь, город сохранил дом, где жил поэт, улицы и ощущение простора над Камой, которое так ценил Пастернак.
Из фондов Национальной библиотеки РТ
Материал подготовлен отделом обслуживания пользователей Национальной библиотеки РТ
Использованные источники: