С. А. Есенин за работой. 1920-е гг.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [14]:
Прилепин З. Есенин: обещая встречу впереди. – Москва, 2020. – [вкл. л.]
Сергей Александрович Есенин (21 сентября 1895, Константиново – 28 декабря 1925, Ленинград) – один из самых талантливых и трагических русских поэтов XX века, яркий представитель течения имажинизма в русской поэзии. Он жил в эпоху, когда одновременно все рушилось и создавалось: падение монархии, время решительных перемен в стране, период появления новых течений, нового взгляда на жизнь человека и историю страны, поиска новых форм художественного мира. Его поэзия с предельной откровенностью отражает историю его душевных кризисов и исканий. И сегодня стихи Сергея Есенина затрагивают самые щемящие струны русской души.
С первых поэтических сборников С. Есенин выступил как тонкий лирик: он очаровывал меткими, ритмическими строками, необычными по свежести оборотами и словами, воспевая нежную любовь к Родине, к родной рязанской деревне. Из дневниковых записей А. Блока о первом впечатлении о поэзии 19-летнего С. Есенина: «…Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные…» (1915).
В фондах Национальной библиотеки Республики Татарстан хранятся авторские прижизненные издания Сергея Есенина, которые являются библиографической редкостью.
Прижизненные издания С. А. Есенина.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [5, 6, 4]
Первая поэтическая книга поэта — «Радуница» (1916), переизданная в 1921 году в Москве издательством «Имажинисты», вызвала восторженные отзывы критиков и современников. Они подчеркивали юную искренность и природный вкус автора: в стихах животные, растения и природные явления наделяются человечностью, создавая вместе с людьми гармоничный, целостный и прекрасный мир, который вызывает у поэта трепетное, почти религиозное чувство: «Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья». "Радуница" в русском народном календаре - это день поминовения усопших. Выпуск уже первого сборника стихов поэта окончательно узаконил пребывание Есенина на русском поэтическом олимпе.
Второй поэтический сборник — «Сельский часослов» выходит в 1918 г. в издательстве «Московская трудовая артель художников слова». Есенин обращается к библейским сюжетам и образам, представляет Россию как страну, избранную Богом и предназначенную стать земным раем; именно из неё, по мнению поэта, должны прийти идеи преобразования и духовного обновления.
Третий стихотворный сборник «Преображение» (1918), переизданный в 1921 году в Москве издательством «Имажинисты», включает в себя произведения, написанные в период с 1914 по 1917 годы. Сборник разделен на три части, каждая из которых имеет свою тематику: «Преображение» – рассматривает тему перерождения и обновления, «Пришествие» – посвящена теме прихода весны и новой жизни, «Инония» – представляет собой утопические картины идеального мира. Сборник «Преображение» является важным этапом в творчестве Есенина, демонстрируя его переход от ранней лирики к более зрелому поэтическому языку.
Издательства, в которых изданы эти книги: «Московская трудовая артель художников слова» (МТАХС) и «Имажинисты» были организованы в 1918 г. при непосредственном участии Сергея Есенина. В этих двух кооперативных издательствах поэт издавал одну за другой несколько своих сборников. А в конце 1919 г., совместно с А. Мариенгофом, С. Есенин открывает Книжный магазин (лавку) при Московской трудовой артели художников слова и даже стоял за прилавком, продавая книги. По словам известного литературоведа В. А. Мануйлова: «Есенин не любил торговать книгами, но охотно их надписывал и вызывал недовольство своих компаньонов, когда брал с прилавка книжку стихов и дарил её посетителю».
Дарственные надписи С. А. Есенина на сборнике «Радуница».
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [13]:
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина в 5 т. – Москва, 2003. – Т.1. – С. 664-665
Дарственные надписи к своим первым книгам С. Есенин делал весьма своеобразные. Например, сборник «Радуница» подписывал именитым питерским адресатам, как бы загадывая им филологические загадки и лукаво предполагая, как они недоуменно и растерянно полезут в словари, чтобы разгадать их:
«…Иерониму Иеронимовичу Ясинскому на добрую память от размышливых упевов сохи-дерёхи и поёмов константиновских-мещерских певнозубых озер».
«Максиму Горькому, писателю земли и человека от бояшника соломенных суёмов…»
С наслаждением и иронией играл С. Есенин с питерской интеллигенцией в человека из глубинной сказочной Руси, где и живут по-другому, и говорят на настоящем, живом, непонятном столичной интеллигенции языке.
Афиша литературного вечера и фото 1920 г.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [2]:
Ваш Есенин. – Москва, 2011. – С.492-493
Желая видеть в современности радикальные перемены, в 1919 году С. Есенин сближается с литературной группой имажинистов. С. Есенина привлекло желание его новых друзей к художественной свободе, независимости, творческая смелость, живое образное мышление и стремление к ярким метафорам в языке. Имажинисты приобретают скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен. С. Есенин становится вдохновителем и ярким представителем новой поэзии – имажинизма. Его трактат «Ключи Марии» (1918) был принят участниками группы и даже объявлен книгой, передающей «философию имажинизма».
Страницы авторской рукописи С. А. Есенина «Ключи Марии»
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [13]:
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. – Москва, 2005. – Т. 2. – С. 562-563
В поэзии С. Есенина появляются сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: он искусно создавал «… мир воздуха из предметов земных вещей…». Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный мир своего детства и своих взрослых снов.
Стихотворения С. А. Есенина.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [2]:
Ваш Есенин. – Москва, 2011. – С.80-81
В 1919 году, экспериментируя, С. А. Есенин сочиняет стихотворение «Хулиган». Оно стало первым его произведением, в котором поэт смог успешно решить сложную задачу — найти баланс между сохранением собственного «я» и доступностью для широкой аудитории. «Хулиган» выполнен в форме монолога героя, изображенного в образе буйного ветра. Для усиления выразительности, создания ритмичности и формирования особой звуковой атмосферы Есенин использует повторение одинаковых или схожих согласных звуков. Настроение стихотворения меняется за счёт сочетания душевной искренней любви с хвастовством, задором и грубоватым цинизмом. Успех «Хулигана» превзошел все ожидания. Вот как вспоминает публичное чтение этого стихотворения самим Есениным подруга поэта, Галина Бениславская: «1920 год. Осень. Суд над имажинистами. Большой зал Консерватории. Холодно и не топлено. Зал молодой, оживленный… ‹…› Суд начинается. Выступают от разных групп. Неоклассики, акмеисты, символисты… Подсудимые переговариваются, что-то жуют, смеются… Слово предоставляется подсудимым. Кто и что говорил, не помню. Даже скучно стало… Вдруг выходит… мальчишка… короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк и совершенно золотые волосы… Что случилось после его чтения – трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитайте еще что-нибудь…» Опомнившись, я увидела, что я тоже у самой эстрады».
Стихотворение С. А. Есенина «Хулиган».
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [11]:
С. А. Есенин Стихотворения. Поэмы. – Москва, 2017. – С. 110-111
В 1920 г. Есенин публикует стихотворение «Исповедь хулигана», которое можно считать продолжением «Хулигана». А фраза «Сие есть самая великая исповедь» является ключевой для понимания этого стихотворения и отражает попытку поэта, используя образ хулигана, показать, что даже человек, ведущий себя асоциально, может иметь глубокие чувства и мысли: «Ваших душ безлиственную осень / Мне нравится в потемках освещать». «Исповедь» предполагает откровенность и это не просто признание в проступках, а выражение своей жизненной позиции, отношения к миру и людям: «Я хочу быть желтым парусом / В ту страну, куда мы плывём». По откликам современников и критики, после публикации этого стихотворения Есенин был признан «лучшим поэтом России».
Стихотворение С. А. Есенина «Исповедь Хулигана».
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [11]:
С. А. Есенин Стихотворения и поэмы. – Москва, 2014. – С. 120-122
В конце 1924 года С. А. Есенина начинает тяготить богемный образ жизни, свойственный имажинистам, он ощущает кризис в творчестве. Тем не менее, образность и душевность, с которыми были написаны стихи этого периода, заставляли читателей смеяться и плакать. Имажинизм существенно повлиял на Есенина и помог посмотреть на мир по-другому, добавляя до этого неизвестные краски и образы. Сам Есенин в своей биографии 1925 года написал: «Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом».
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [8]:
Собрание сочинений С. А. Есенина в 3 томах. – Санкт-Петербург, 2012
«Стихи и только стихи открывают нам настоящего Есенина, помогают увидеть его во всей противоречивости и правде, подчас жестокой и беспощадной» – пишет К. М. Азадовский – известный русский литературовед, специалист по русской поэзии Серебряного века во вступительной статье к трехтомному Собранию сочинений Сергея Есенина. В первый том вошли стихи, включенные в подготовленное самим поэтом летом и осенью 1925 года трехтомное «Собрание стихотворений» для Госиздата (все тома увидели свет после смерти поэта). Второй том составили стихи, не вошедшие в основное собрание, а также все поэмы Есенина от «Пугачева» до «Черного человека». Третий том составили «маленькие поэмы, к которым относятся, в частности, такие широко известные произведения, как «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Письмо к женщине» и др. Все тома содержат комментарии К. М. Азадовского.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [3]:
Полное собрание сочинений С. А. Есенина в 7 томах. – Москва, 1995-1999
Представляем вашему вниманию Полное собрание сочинений С. А. Есенина в семи томах (1995-1999). Издание осуществлено при участии СИТП «Наследие» Институтом мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук к 100-летию С. А. Есенина и является академическим изданием: дает целостный свод всего выявленного к данному времени литературного и эпистолярного наследия великого русского поэта. В Полное собрание сочинений входят стихотворения и поэмы, художественная и литературно-критическая проза, письма, дарственные надписи, деловые бумаги и т.д. Наряду с законченными произведениями в него включены поэтические наброски, фрагменты неосуществленных произведений, различные записи творческого и делового характера, а также произведения, созданные Есениным в соавторстве. В каждом томе даются варианты текстов по всем известным рукописям и авторским публикациям. Читатели впервые получили полный систематизированный свод этих материалов. Все тексты даются полностью, без каких-либо пропусков, восстановлены изъятые в прошлом цензурой отдельные строфы и строки. Справочный аппарат каждого тома состоит из вводной части (преамбулы) и комментариев к каждому произведению (сведения обо всех источниках текста, истории создания).
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [2]
В фондах Национальной библиотеки хранится эксклюзивное литературно-художественное издание «Ваш Есенин», включающее в себя произведения С. А. Есенина и иллюстрированную хронику жизни и творчества поэта. Это стильно оформленное, подарочное издание в кожаном переплете на дизайнерской бумаге. В книге-альбоме впервые собрана обширная галерея лучших иллюстраций к произведениям, а также графика и живопись художников разных творческих направлений. Так же широко представлены фотодокументы и автографы из фондов Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного литературного музея. Издание снабжено подробными примечаниями, комментариями и именным указателем.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [12, 14]
Реальная земная жизнь С. А. Есенина была драматичной и противоречивой. Чем глубже мы познаем ее, тем полнее открывается нам талант творца и человека. В фондах Национальной библиотеки РТ представлены два биографических издания из серии «Жизнь замечательных людей» в авторстве С. Ю. Куняева, С. С. Куняева и З. Прилепина, которые содержат архивные документы и фотографии поэта. Книги дают ответы на многочисленные вопросы о личной жизни С. А. Есенина.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [13]:
Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. – Москва, 2003-2018
Впервые издаваемая многотомная «Летопись жизни и творчества С. А. Есенина» в 5 томах представляет собой документальную научно-литературную биографию поэта. Это наиболее полный и аргументированный свод фактов и событий, расположенных в хронологической последовательности и выверенных по всем доступным на сегодняшний день источникам. Создание такой Летописи оказалось возможным благодаря многолетней научно-исследовательской работе отечественных и зарубежных ученых. Каждый том отражает определенный период жизни С. Есенина и содержит огромное количество архивных документов и фотоматериалов, предоставленных различными музеями С. А. Есенина и из личных архивов коллекционеров творчества поэта. Жизнеописание Есенина, вырастающее из его стихов, писем, уголовных дел, мемуаров, биографий и автобиографий, конечно же легендарно.
Издания произведений С. А. Есенина.
Из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан [11, 7, 10, 1, 9]
Когда читаешь и перечитываешь Есенина, его поэмы и стихи, в которых предельно исповедально обнажена душа поэта, все яснее становится, что время работает на поэта и ныне мы справедливо говорим о Сергее Есенине как гениальном поэте XX века. По словам А. Н. Толстого: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Материал подготовлен отделом обслуживания пользователей Национальной библиотеки РТ.
Список использованной литературы:
Интернет-ресурсы: