Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
(М. В. Ломоносов)
Казань была одним из огромнейших центров образования в стране во времена Российской империи. Одних только высших учебных заведений в Казани было четыре. Это – университет, ветеринарный институт, духовная академия и высшие женские курсы. И если о казанских вузах написано много, то гораздо малоизвестной страницей является история средних общеобразовательных учебных заведений.
.jpg)
Вторая Казанская мужская гимназия — среднее учебное заведение Российской империи. Была открыта 17 мая 1835 года на базе Казанского главного народного училища.
«Попечитель учебного округа М. Мусин-Пушкин, назначив директора Главного народного училища М. Львова директором вновь открывающейся гимназии, поручил ему 17 мая 1835 г. принять меры к ее устройству. Все приготовления были окончены к августу, и 23-го числа последовало ее открытие в наемном доме на Проломной улице напротив церкви Богоявления Господня, принадлежавшей В. Лобачевской…».
Варвара Алексеевна Лобачевская — жена великого учёного Николая Ивановича Лобачевского. Дом на Проломной достался Варваре Алексеевне в качестве приданого.
.png)
Большая Проломная улица (ныне ул. Баумана)
24 августа 1835 года в шести открывшихся классах мужской гимназии начались уроки. «Отселе ей предстояло выполнить свою задачу умственного и нравственного образования обучающегося в ней юношества». 23 августа 1885 года, к 50 – летнему юбилею гимназия имела хорошо приспособленный свой дом для зянятий на Булаке.
В гимназии преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, логика, древние языки (латинский и греческий), новейшие языки (французский и немецкий), естествоведение, математика, физика, география, история, чистописание и рисование.
.jpg)
Среди учащихся гимназии в большинстве преобладали дети мелких чиновников, духовенства, и других городских сословий. Уровень учебного процесса был высок, директора подбирали педагогов со знаниями своего предмета, добросовестно и усердно исполняющих свои обязанности. Один из известных руководителей – Осип Антонович Имшеник (1821?–1902) — математик и директор 2-й Казанской мужской гимназии, прослуживший на этом посту более 50 лет.
В отделе рукописей и редких книг Национальной библиотеки Республики Татарстан хранится издание «В память 50-летнего юбилея службы директора Казанской 2-й гимназии его превосходительства действительного статского советника О. А. Имшеника 18-24 янв. 1896 г.» с дарственной надписью Осипа Антоновича: «В дар Казанской Публичной библиотеке, в знак уважения от юбиляра, 27 июль 1896 г.».
.jpg)
В начале 70-х годов XIX века в гимназии были разработаны «Правила поведения учеников» и «Правила о взыскании с учеников за проступки», описанные в книге, например, :«Ученики обязаны были посещать общественное богослужение, беспрекословно повиноваться начальникам и наставникам, оказывать всякое почтение при встрече с ними в гимназии и вне нее, относиться к ним с полным доверием и откровенностью. В отношении к товарищам проявлять вежливость, доброжелательность и дружелюбие, не заводить ссоры, брани и драки и не обижать слабых, воздерживаться и воздерживать своих товарищей от поступков, «несоответственных благовоспитанным детям и юношам», не принадлежать ни к каким обществам без ведома гимназии. Ученикам воспрещалось играть на деньги, продавать или менять какие-либо вещи. Взыскания за проступки назначались следующие: замечания, внушения, увещевания, выговор, стояние на месте более или менее продолжительное время, нахождение после уроков в классной комнате не более двух часов подряд, занесение имени ученика на черную доску. До 1865 г. существовали и телесные наказания. В тех случаях, когда все меры для исправления ученика не оказывали своего действия, и личность его могла оказать вредное влияние на других учеников, педагогический совет предлагал родителям взять сына из гимназии, не лишая его права поступить в другое заведение и даже в эту же гимназию, если он совершенно исправится».
Немаловажным являлась и материальное положение учащихся, на что педагогический совет обращал внимание и помогал нуждающимся. Ученики освобождались от уплаты за учение и получали стипендии по 10 рублей в месяц из средств гимназии. Огромную помощь оказывало Общество вспомоществования нуждающимся ученикам, основанное в 1882 году при гимназии.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
В гимназии была создана и фундаментальная библиотека, предназначавшаяся только для преподавателей гимназии.
Основу библиотеки составляли книги, переведённые в 1835 году из Главного училища. Библиотека пополнялась за счёт дара и отдельных лиц. Нельзя не отметить пожертвование казанского купца 3-й гильдии Костякова, который в 1841 году передал в гимназию 636 экземпляров книг на сумму 1682 рубля, за что был награждён золотой медалью на Анненской ленте с надписью «За полезное».
Первоначально гимназия находилась в здании бывшего народного училища. В 1838–1840 годах на берегу протоки Булак по проекту архитектора И. П. Бессонова было построено новое здание в стиле позднего классицизма.
В 1918 году гимназия была преобразована в среднюю школу. Многие выпускники Второй гимназии стали видными учёными, государственными деятелями, профессорами Казанского университета. Среди них – филолог Н. Н. Булич, зоологи Н. П. Вагнер, Н. П. Мельников, химик А. М. Зайцев, медики А. Н. Казем-Бек, И. В. Домрачев, историк Н. П. Лихачёв, медик и городской голова Казани Э. П. Янишевский, историк и общественный деятель Н. Я. Агафонов, краевед и деятель народного образования И. А. Износков, юрист и политический деятель Г. Ф. Шершеневич, деятель татарского образования Ш. Ахмеров и др. Всего гимназию закончили свыше 4 тысяч человек.
Хочется отметить известных выпускников Второй Казанской мужской гимназии, которые добились успехов и оставили значительный след в истории нашей страны: ее культуре, науке, искусстве и политики.
Булич Николай Никитич (1824–1895) – историк русской литературы, профессор, член-корреспондент Императорской Академии наук, магистр философских наук, доктор славяно-русской филологии, тайный советник, ректор Императорского Казанского университета (1882—1885).
.jpg)
Любовь к книге, соединенная с заботой о просвещении родного города, заставила Булича приложить все силы на устройство и приведение в порядок Казанской городской публичной библиотеки. С 1865 года (времени основания библиотеки) и до конца жизни Булич состоял сначала ее почётным наблюдателем, а затем членом комитета по управлению городскими и общественными библиотеками. И это не были только почетные должности. В 1878 году Булич составил систематический каталог публичной библиотеки, в 1890 году выпустил первое дополнение к нему.
.jpg)
Агафонов Николай Яковлевич (1842-1908) – историк, краевед, издатель, библиограф, общественный деятель, надворный советник (1890), один из учредителей (1878) и почетный член (1905) Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
В его сборниках «Из казанской истории» (1906), «Казань и казанцы» (Вып. 1–2, 1906–1907) содержатся материалы по генеалогии дворянских и купеческих фамилий, сведения о городских головах Казани, статьи о казанских писателях и ученых, казанском некрополе за 1794–1894 годы.
В отделе рукописей и редких книг хранится историко-литературное издание Н. Я. Агафонова «Заволжская вивлиофика», опубликованное в 1887 году. В сборнике собраны очерки, статьи и воспоминания автора. На обложке – дарственная запись Агафонова «Александру Титовичу Соловьеву от автора-издателя».

Лихачёв Николай Петрович (1862-1936) – историк, искусствовед, действительный член Академии наук СССР (1925). Специалист по нумизматике, генеалогии, древнерусской и итало-греческой иконописи, по документоведению в Русском государстве (XVI–XVII вв.). После окончания Казанского университета (1888) работал там же, позже – в Петербургском университете. С 1902 г. директор Петербургской публичной библиотеки. В 1920-е гг. в Академии истории материальной культуры (Ленинград). На основе своих коллекций организовал Музей палеографии, в 1925 г. был назначен его директором.
.jpg)
Николай Петрович Лихачев (1862-1936)
Образованию в Казани всегда уделялось большое внимание. Только в начале XX века здесь были открыты многие учебные заведения. Вторая Казанская гимназия была единственной русской школой в татарской части старой Казани с высоким уровнем обучения. В неё стремились определить своих детей многие представители городской интеллигенции. Вторая Казанская мужская гимназия связана с жизнью и деятельностью многих известных людей, что делает её историю значимой и интересной.
Выставка подготовлена сотрудниками отдела рукописей и редких книг.
Список источников
В память 50-летнего юбилея службы директора Казанской 2-й гимназии его превосходительства действительного статского советника О. А. Имшеника: 18-24 янв. 1896 г. / сост. В. А. Селенкин, Н. Е. Сухотин. – Казань: Типо-лит. И. С. Перова, 1896. – 26 с.
Гвоздев, П. П. Историческая записка о Второй Казанской гимназии: по поручению Пед. совета. – Казань: Тип. ун-та, 1876. – 408, VIII с.
Львов, Д. М. Историческая записка о Казанской второй гимназии с 1876 по 1885 год: по поручению пед. совета. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1865. – 177, II с.
Общество для вспомоществования нуждающимся ученикам Второй Казанской гимназии. – Казань: Тип. Губерн. правл., 1882. – 8 с.