В январе 2024 года вся страна отмечает 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Ленинградская блокада, длившаяся с сентября 1941 по январь 1944 годов, стала значимой страницей в истории города и страны. Ленинградцы смогли упорной обороной спасти город от полного уничтожения, которое угрожало ему в случае падения.
Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.
С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.
Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.
Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан — 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.
Решающее значение для осажденного города приобрела «Дорога Жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Именно она позволяла направлять в город машины с продовольствием и вывозить из него гражданское население, прежде всего детей. Это зачастую приходилось делать под обстрелами и бомбежками. Ледовая трасса действовала вплоть до апреля 1942 года, что позволило еще несколько раз повысить нормы выдачи продовольствия остающимся в городе жителям.
Несмотря на страшную обстановку – артобстрелы, голод, лишения, люди в осажденном городе продолжали работать и учиться, не замирала культурная и интеллектуальная жизнь.
Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году
Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин). Для достижения цели в том же районе, где уже сколько раз советские войска терпели неудачи, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником. Операция началась 12 января, и через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав ленинградское блокадное кольцо.
Чуть более двух недель ушло на то, чтобы в пробитом к Ленинграду сухопутном коридоре запустить в действие железнодорожное и автомобильное сообщение. Этот новый путь снабжения города, по-прежнему остающегося в условиях блокады, был назван «Дорогой Победы». Вторая блокадная зима прошла в достаточно приемлемых условиях продовольственного снабжения «города Ленина».
В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались развить свой успех и разгромить немецкую группу армий «Север», но сделать это не удалось. В составе немецких войск оборонительные действия вела, в частности, испанская «Голубая дивизия», сформированная на добровольческой основе (из-за официального нейтралитета Испании во Второй мировой войне). Эта часть удерживала позиции на реке Ижора и смогла успешно отбить атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана к себе на родину.
Снятие блокады Ленинграда
Операция по полному деблокированию начиналась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны в районах Петергофа и Новгорода. Оборонительная линия противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, смогла вырваться из уготованного им окружения.
С 21 января немцы начали отвод своих войск из Мгинско-Синаявинского выступа на новые оборонительные рубежи у Нарвы и Луги. Советские войска упорными боями смогли серьезно нарушить эти планы, и после взятия Красногвардейска добиться рассечения 18-й немецкой армии на две части. По итогам этого наступления германские войска были отброшены от города, и 27 января был издан особый приказ по фронту, возвестивший об окончательном снятии блокады Ленинграда.
Дальнейшее развитие этого наступления отодвинуло линию советско-германского фронта от «северной столицы» более чем на 200 километров. В середине июня советские части отбросили финские войска, удерживающие Карельский перешеек, более чем на 100 километров в северном направлении. При этом последовательно было прорвано несколько хорошо укрепленных оборонительных линий противника.
Упорная оборона советских войск под Ленинградом в 1941-1942 годах позволила сковать на этом направлении крупную немецкую группировку, исключив возможность ее использования на других участках советско-германского фронта. Кроме того, Ленинград удалось сохранить в качестве одного из основных оборонно-промышленных и научных центров страны и главной базы Балтийского флота. На протяжении всей войны вклад «города на Неве» в общую победу над фашизмом не прерывался и имел огромное значение.
Признанием величайших заслуг ленинградцев и воинов, защищавших город, Ленинграду в числе первых в стране было присвоено звание «города-героя». А дата снятия блокады Ленинграда (27 января) стала одним из Дней воинской славы, ежегодно торжественно отмечаемых всей Россией.
Тематическое досье содержит основные справочные сведения, выборочные информационные источники сети Интернет, в том числе, фото-видеоматериалы и сайты по данной теме.
Самая полная информация дается о вкладе татарстанцев в освобождение Ленинграда, в помощи ленинградцам и т.п.
Справочная информация
Информационные источники сети Интернет о боях за Ленинград
Сайты посвященные обороне Ленинграда
Татарстанцы на защите Ленинграда
В разгром фашистов под Ленинградом свой вклад внесла и Республика Татарстан.
В разных операциях по прорыву и снятию блокады города-героя Ленинграда принимали участие сотни тысяч уроженцев и жителей Татарстана. Из них более 45 тысяч погибли. По сведениям республиканского интернет-сайта «Мемориал Великой Отечественной войны» удалось установить места гибели пока около 37 600 солдат и офицеров. В том числе 21 471 чел. погибли на территории нынешней Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга. 3948 чел. захоронены на кладбищах г. Санкт-Петербурга. В Мясном Бору, на Невском пятачке, Пискарёвском кладбище и в других памятных местах установлены мемориальные плиты татарстанцам, погибшим при защите Ленинграда.
7 января 1942 года началась Любанская наступательная операция Волховского и Ленинградского фронтов. Она продолжалась до 30 апреля 1942 года. В результате советские войска продвинулись к северной столице на 70 километров и отвлекли на себя основной удар войск вермахта от города на Неве.
Любанская операция считается началом прорыва блокады Ленинграда. В этом сражениях участвовали бойцы 2-й ударной армии, многие из которых были уроженцами ТАССР. Самым знаменитым из них был Муса Джалиль.
17 татарстанцев получили звание Героя Советского Союза и еще двое стали полными кавалерами ордена Славы.
В рамках беспрецедентной по масштабам эвакуации советская Татария как родных приняла тысячи ленинградцев и эвакуированные предприятия.
Десятки предприятий и заводов Татарстана развернули работу по обеспечению фронта всем необходимым.
Информационные источники сети Интернет о татарстанцах - защитниках Ленинграда
Библиографические источники
Из фондов НБ РТ:
Из фондов РНБ:
Последнее обновление: 28 января 2024 г., 15:40