Приглашаем читателей на выставку «Вдохновенного пера полёт»

19 ноября 2024 г., вторник

Экспозиция посвящена 270-летию со дня рождения поэта, просветителя и религиозного деятеля Габдрахима ибн Гусмана Утыз Имяни аль-Булгари.

Татарский просветитель, учёный, поэт, религиозный деятель Габдрахим Утыз-Имяни родился в 1754 году в деревне Утыз-Имян Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне деревня Новое Кадеево Черемшанского района Республики Татарстан).

В раннем возрасте мальчик остался круглым сиротой и воспитывался родственниками. Обучение Габдрахим Утыз-Имяни начал в деревенских медресе, после чего поступил в знаменитое медресе Каргалы Оренбургской губернии. Закончив его в 1788 году, он вместе с семьей переехал в Бухару, которая в то время была важным центром традиционного исламского образования.

В Средней Азии Габдрахим Утыз-Имяни продолжил совершенствовать свои знания и сам начал преподавать. В 1796 году он отправился в Афганистан, где изучал хадисы и сунну. Затем вернулся на родину и стал имам-хатибом и мударрисом в деревнях Казанской и Оренбургской губерний. Преподавал в медресе Исляйкино, Сарабикулово, Куакбаш.

Габдрахим Утыз-Имяни  был одним из популярных и плодотворных  татарских мыслителей конца XVIII – начала XIX веков. Его творческое наследие очень многогранно. За 60-лет он создал более 100 произведений: стихи и поэмы, научные работы по теологии, философии и лингвистике. Поэзию он обогатил жанрами мунаджат, марсия и баит. Также Утыз Имяни занимался переписыванием произведений крупных поэтов и ученых Востока, составлением комментариев и словарей.

Часть трудов Утыз Имяни были изданы в конце XIX–начале XX века. Среди них «Тухфат ал-ахбаб» («Подарок любимым»), написанный на арабском языке; «Рисала-и иршадия» («Трактат наставления») - с арабского на старо-татарский трактат перевёл имам аль-Баррак Тахир ибн Шах Ахмад); «Рисала-и мухимма» («Трактат о важном»), написаный на старотатарском языке.


В своих теологических произведениях Габдрахим Утыз Имяни затрагивал самый широкий круг вопросов, волнующих татарское общество. Будучи последователем накшбандийского тариката, значительное внимание он уделял осмыслению сущности суфизма: призывал к набожности и говорил о воздержании от запретного.

Из поэтических произведений писателя наиболее известна поэма «Важнейшие проблемы эпохи», посвящённая вопросам нравственности.   Габдрахим Утыз-Имяни критикует в ней пороки людей, призывает их быть просвещенными, порядочными и терпеливыми , милосердными к старшим и младшим, к убогим и нуждающимся и жить в мире. Поэт восхваляет образованность, воспитанность, дружелюбие, снисходительность, сдержанность и бдительность.

 Многие произведения ГабдрахимаУтыз-Имяни на протяжении долгого времени были представлены лишь в виде  рукописей, переписанных его учениками, или, возможно, написанных им самим. Доступны читателям они стали только после публикаций в конце XX—XXI века. Речь о сочинениях богословско-правового характера: «Рисала-и ад-Дибага» («Трактат о выделке кож»); «Джавахир ал-байан» («Жемчужины разъяснений»); «Инказ ал-Халикин» («Спасение погибающих»); «Рисала-и шафакия» («Трактат о закате»); «Замм шурб аш-шай» («Порицание чаепития»); «Сайф ас-сарим» («Острый меч»). Все эти произведения были написаны на арабском языке, некоторые из них содержат цитаты из источников на персидском языке, которыми пользовался Габдрахим Утыз-Имяни.

 

Личность Г.Утыз-Имяни вызывает особый интерес, поскольку его деятельность оказала влияние не только на взгляды его современников, но также и на мировоззренческие установки мыслителей более позднего периода. Первые сведения о Г.Утыз-Имяни содержит «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» Шигабутдина Марджани. В своём труде он приводит сведения биографического характера, отрывки из его сочинений и суждения Утыз-Имяни по некоторым вопросам мусульманского права.

Р. Фахретдинов в своем известном труде «Асар», наряду со сведениями биографического характера, приводит отрывки из его сочинений, анализирует его наследие.

     В 1920–1930-е гг. деятельность Г.Утыз-Имяни изучали Г.Сагди, Г.Рахим и Г.Губайдуллин, Г.Тулумбайский. В своих трудах они рассматривают Г.Утыз-Имяни как поэта, приводят биографические данные.

 

Многогранное творчество и практическая деятельность Г. Утыз Имяни выражали новые идеи своего времени и тем самым внесли весомый вклад в развитие татарского просветительского движения. ​

Выставка подготовлена сотрудниками отдела рукописей и редких книг

Использованная литература:

Рахим, Г., Газиз, Г. История татарской литературы : период феодализма. – Казань, 1925

Толымбайский, Г. Татар әдәбияты тарихына яңа материал // Мәгариф. – 1927. – № 12

Утыз Имяни, Г. Важнейшие проблемы эпохи. – список II половины XIX века

Утыз-Имяни аль-Булгари, Габдрахим. Избранное. – Казань: Татарское книжное издательство, 2007

Утыз Имяни, Г. Сборник. – список 1850 года

Утыз-Имяни ал-Булгари, Абд ар-Рахим. Трактат о выделке кожи (Рисаля дибага). – Казань: Издательство «Иман», 2003. – 28 с.

Утыз Имәни, Г. – Төхфәтел-әхбаб. – Казан : Казан университеты матбагасы, 1900

Утыз Имәни әл-Болгари, Г. Шигырьләр, поэмалар. – Казан, 1986

Фәхретдин, Р. Асар : 6 җөзэ. – Оренбург, 1904

Ямаева, Ә. Габдеррәхим Утыз Имәни нәселе шәҗәрәләре. – Казан, 2022

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International