«Татарcкая археография». Книга 32-ая. Первый анонс
«Татарcкая археография». Книга 32-ая. Второй анонс
«Татарская археография». Книга 32-ая. Третий анонс
«Татарская археография». Книга 32-ая. Четвертый анонс
«Татарская археография». Книга 32-ая. Пятый анонс
«Татарская археография». Книга 32-ая. Шестой анонс
Среди частных актов, представленных в очередном, готовящемся к изданию сборнике археографической серии, завещания выделяются своими большими объёмами.
Для мусульманина существовала отдельная форма написания завещания, заимствованная из исламского богословия и древних религиозных книг. Составитель завещания должен был быть в здравом уме и твёрдой памяти, излагать свою волю без принуждения. По правилам составления завещания он подтверждал свою веру в Единого Бога (Аллаха) произнесением шахады-свидетельства, каялся и просил прощения у Аллаха. Завещатель призывал свою семью, детей и близких сохранять верность религии и добросовестно выполнять предписания Ислама.
Затем говорилось, что завещателя после его смерти должны похоронить по законам шариата. Также в документе оговаривалось о покрытии специальными подаяниями непрочитанных завещателем намазов, несоблюдённых им религиозных постов – ураза, неоплаченных закятов и гушр и неисполненных других обязательных религиозных предписаний; если человек не совершил хадж, назначалась сумма для найма человека, уполномоченного для совершения хаджа.
Завещатель назначал ответственным за исполнение завещания одного из своих близких.
В конце завещания ставились подписи самого завещателя, свидетелей, а также фиксировалось имя человека, написавшего документ.
Помимо этих записей, то есть основной формы завещания, каждый текст имел свои особенности. Например, из текстов, которые будут опубликованы в этой книге, в завещании Минуш-муллы подробно и весьма доступным образом прописано наставление о необходимости заботы членов семьи друг о друге. Минуш мулла, разделив своё завещание на части, написал специальное обращение к жене, старшему сыну и др.
Казанский купец Мухаметшакир Мусин оставил определённую сумму и завещал построить две мечети, два медресе и выкопать два колодца в деревнях, в которых их нет.
Завещание имама и мударриса Габдулгали Байракави неполное, в нём сохранилась только часть о сохранении и защиты веры. Он призывал отказываться от посещения и участия в сабантуях и народных джиенах, так как в них нет ничего поучительного и они не соответствуют предписаниям шариата.
Гатаулла Габбаси в своём проникнутом особой религиозностью завещании советовал читать книги. Однако, призывал воздерживаться от чтения стихов, шахнаме и книг о войне, так как считал, что они приносят больше вреда, чем пользы.
Завещание-обращение поэта Даута Губайди было написано во время страшной Гражданской войны – в 1919 году. Спустя три недели после написания завещания он был жестоко убит колчаковцами.
На фотокопии: Завещание Ибрагима, сына Эмина. 1895 год