В книге, посвящённой эпиграфическим памятникам Мамадышского района, опубликованной в 2015 году, вместе с информацией о надгробном памятнике Нигматуллы Султанбекова, также упоминается и о его рукописном поэтическом сборнике из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан.
Во вступительной статье к 27-ой книге «Поэтические памятники» («Шигъри ядкярләр») из серии «Татарская археография», вышедшей в 2021 году, были также кратко описаны рукописные сборники Нигматуллы Султанбекова, хранящиеся в Национальной библиотеке Республики Татарстан. В частности, говорилось и том, что его произведения достойны исследования учёными-литературоведами. Там же была дана и общая информация о рукописных сборниках данного автора.
Взглянув на рукописи Нигматуллы муллы, становится понятно, что они написаны слегка дрожащей рукой, в неудобном положении и с некоторой скованностью. Несмотря на это, его фраза «я написал с ошибками», всё-таки не соответствует действительности. Даже если собрать воедино все его тексты, ошибок будет не больше нескольких. Почти все тексты были написаны с огласовками. Поэтому слова, которые можно было бы прочесть по-разному, читаем именно так, как хотел автор и при переводе на современную графику их можно передать без изменений. Кроме того, он вписывал переводы арабских и персидских заимствований, а также толкования некоторых архаичных слов между строк. Язык автора очень близок к языку древней тюркско-татарской поэзии. Безусловно, что поэтическая мощь его дарования была близка к совершенству.
В произведениях Нигматуллы Султанбекова достаточно широко описано его несчастное состояние, он раскаивался в своих грехах и ошибках, постоянно повторял слова о надежде на молитвы читателя. Значительная часть его стихов состоит из наставлений детям и близким. Несмотря на своё положение, он ни разу не высказал обиды на свою тяжёлую судьбу.
В конце большинства своих стихов автор часто указывал своё имя.
Поэтическое произведение «Шеджере», созданное Н. Султанбековым в 1895 году и четыре марсии (оды), написанные им в период с 1895 года по 1925 год, могут занять достойное место в истории нашей литературы.
На фото: Автограф произведения Нигматуллы Султанбекова